
                                                                   Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные    домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это  унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания,  ласки, тепла. Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от  рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого  родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
         Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:    
  Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
    Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без
    такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними
    удовлетворения или выгоды.
    Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное  
    психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к  
    формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
    -  открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
    - угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
    - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
    - преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
    - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
    - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую
    травму.
                  Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в  результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
                 К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
     - отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
     - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах.  
             Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое   обращение»  и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
        - обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6);
        - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
        - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
        - признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
       - защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
       - защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
       - за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);
   
          Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» гарантирует:
         Право на жизнь (ст.4)
         Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия (ст.9)
         Право на защиту чести и достоинства (ст.27) и др.
Четыре заповеди мудрого родителя.
         Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём   личность. Не забывайте также о том, что воспитание – это процесс не одного дня,  мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает Ваших ожиданий, не расстраивайтесь и не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете  сделать, чтобы ситуация  со временем изменилась.
     1. Не стремитесь к тому, чтобы ребёнок был похож на Вас. Это не возможно. Не  бывает так, чтобы человек  одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и  мудрые на это не способны.  Всегда помните о том, что Ваш  ребёнок – индивидуальность. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется  лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не  ругайте за то,  что умеют другие!
     2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Митенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего  ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
    3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить.
     И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
    4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в  краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и  решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Способы открыть ребёнку свою любовь
       Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком  нет,  и не может быть запрещённых эмоций. Но Вы должны всегда помнить о том, что малыш должен чувствовать Вашу любовь, он должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
Три способа открыть ребёнку свою любовь
     1. Слово.  Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища,  рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и всегда только нежность.
    2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам,  поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше  ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей.
    Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
    3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотели.